pics
Український Центр Порозуміння
Міжнародний фонд Відродження

Наши достижения

ПрактикиbulletСлужбыbulletМедиаторы
  • 21
    Количество ШСП
  • Количество медиаторов
  • 77
    мальчики
  • 108
    девочки
  • 290
    Количество медиаций
  • 420
    Количество кругов
contacts

Как координировать деятельность ШСС в школе

Назад

Организация работы ШСС – один из самых важных этапов, от которого в большой степени зависит успешность деятельности службы. Главным аспектом работы на данном этапе является четкое и правильное разделение людских и материальных ресурсов. Помня, что работа ведется вместе с детьми, координатор должен делать ударение на ответственности каждого за успешность результатов ил возможные провалы. Разделить обязанности работников ШСС поможет принятие стратегии развития организации. Стратегия дает возможность определить цель деятельности центра, цели и задания, которые полагаются на медиаторов. В стратегии развития приводится схема разделения обязанностей и основные виды деятельности.

Планирование работы

Планировать работу ШСС группа медиаторов начинает на тренинге, где обговаривает ближайшие этапы работы службы. Для удобства планирования график работы необходимо составить путем ответом на вопросы:

  1. Что делать?
  2. Когда делать?
  3. Кто ответственный?

Работу желательно планировать на месяц, а после конца срока проводить оценку проделанной работы на специальных встречах членов команды.

Следует помнить, что:

  • Работа должна быть разделена между всеми работниками ШСС.
  • Не должно оставаться людей, которые не заняты в определенном виде деятельности.
  • Ответственность за работу полагается на медиаторов.
  • Планирование состоит из четких и последовательных этапов деятельности, которые связаны между собой.
  • Координатор ведет мониторинг выполнения заданий и, в случае возникновения необходимости, помогает решить сложные задания или переизбирает ответственного за выполнения определенного вида деятельности.

Координатору следует помнить, что без планирования работы служба будет действовать неэффективно, поставленные задания не будут выполняться, и никто не будет брать на себя ответственность за возможные проблемы в деятельности. Работа с учениками требует четкого графика, потому что лишь в таком случае они будут относиться к работе серьезно.

Планирование и проведение информационной кампании

Информационная кампания должна начаться сразу же после прохождения учениками-медиаторами тренингу по созданию службы. Именно от успешности информационной кампании будет зависеть дальнейшая судьба всей службы.

После создания службы целевая аудитория (ученики, администрация) сразу же заинтересовывается новым явлением в школе, именно поэтому необходимо своевременно предоставить полную информацию о деятельности службы, ее функции и услуги. Важно помнить, что информация, которая предоставится с опозданием, уже не будет иметь такого влияния на аудиторию, как информация, которая была преподнесена вовремя, поскольку интерес аудитории может быстро пройти, и восстановить его вряд ли удастся.

Цель кампании состоит в информировании учеников и учителей о новом, альтернативном методе решения конфликтов.

Задания – мотивировать их обращаться в ШСС за помощью.

Учитывая это, лучше, если информационная кампания будет разработана учениками-медиаторами, поскольку именно они знают, что может заинтересовать их сверстников и настроить на сотрудничество. Перед началом информационной работы ученики должны детально спланировать действия и разделить обязанности, обычно проведение кампании занимает 2-3 недели.

Перед началом проведения информационной кампании необходимо определить основные критерии ее успешности. Такими критериями могут быть: количество учеников, которые начали интересоваться службой; количество учеников, которые выбрали медиацию как метод решения конфликтов, и, как результат – достаточное количество учеников, которые приходят в ШСС на медиацию. Самым лучшим показателем  в таком случае будет количество посетителей и заинтересованных (например, кампания будет считаться успешной, если за месяц было проведено 10 медиаций или если за помощью в центр обратились 30 учеников). Критерии успешности помогут определить основные недостатки проведенной кампании, своевременно прибегнуть к мерам предосторожности и дополнить информационную кампанию новыми идеями.

Опыт работы медиаторов в г.Жмеринка и Жмеринском районе показывает, что презентации имеют больший успех и позитивное влияние на аудиторию, если они проводятся в форме Круга. Во время проведения презентации команда медиаторов ставит целью проинформировать аудиторию о создании школьной службы разрешения конфликтов в учебном заведении, а также продемонстрировать одну из практик, по которым работает служба. Заданиями ведущих во время проведения вступительной части являются  проинформировать аудиторию относительно практик решения конфликтов, которые будут использоваться в работе ШСС. ШСП. Кроме того, практический формат презентации позволит аудитории понять принцип работы одной из восстановительных практик, а именно Круга. Задание Круга, который проводится во время презентации, - сосредоточиться на ценностях участниках. После проведения процедуры аудитория имеет возможность высказать свои впечатления от участия та ожидания от работы школьной службы решения конфликтов.

После завершения информационной кампании школьники должны точно знать, куда им обращаться в случае возникновения конфликта, какую помощь им могут предоставить в центре.

Разработка документации

Для ведения дел и удобства мониторинга работы ШСС необходимо разработать ряд документов, обязательных для заполнения работниками службы, представителями педагогического коллектива и сторонами конфликта. Каждое медиационное дело должно сохраняться в отдельном файле в общем журнале дел.

Согласие на участие в процедуре медиации

Согласие на участие в медиации обычно содержит короткую информацию о процедуре медиации, ее основные принципы и правила поведение во время медиации. Стороны конфликта подписывают эту форму в начале встречи, чем засвидетельствуют свое согласие решать конфликт с помощью медиации, придерживаясь ее принципов и правил.

Договор сторон

Договор отображает договоренности сторон за результаты медиации. Он готовится в двух экземплярах: по одному каждой стороне.

Оценочная анкета

Данный документ имеет за цель выяснить отношение участников конфликта к опыту участия в программе медиации. Анкета используется как определенный вид обратной связи, ее цель – оценка работы медиаторов и всей службы.

Форма отчета медиатора

Данная форма должна содержать важную информацию по делу, а именно: кто направил стороны конфликта на медиацию, кто выступил в роли медиатора, в чем состояла проблема, какой вывод был сделан и т.д.

Бланк самооценки медиатора

Данная форма помогает медиаторам подумать и оценить свою работу во время проведения медиационной сессии. Периодически (желательно каждые 2 недели) медиаторы в кругу коллег зачитывают бланк самооценки и получают обратную связь. Это необходимо для объективной оценки выполненной работы.

Анкета для педагогов и администрации

Кроме того, для оценки эффективности ШСС уместно периодически выяснять отношение и оценку деятельности службы педагогами и администрацией школы. С этой целью можно использовать анкету, с ее помощью определить, насколько работа ШСС улучшает общую школьную атмосферу, помогает ли служба, по мнению учителей, в решении конфликтов учениками и т.д.

На основе информации, полученной их анкет, работники службы готовят регулярные отчеты, которые размещаются на информационной доске ШСС, а также распространяют их среди представителей педагогического коллектива, школьной администрации. Подробная информация, которая описывает ход дела, не подлежит распространению на широкую массу и может использоваться только среди медиаторов для обсуждения результативности работы в кругу коллег.

Поддержка работы службы. Супервизия.

На начальном этапе деятельности, когда медиаторы готовы к активной работе, очень важно поддержать групповой настрой и воодушевить учеников на плодотворное сотрудничество – это важное задание координатора ШСС. Постоянный процесс поддержки и наставничества является залогом высококачественной работы любой организации, а хорошо спланированная супервизия (анализ проблемных ситуаций с участием коллег более опытных коллег)обеспечит успешные результаты деятельности на всех этапах.